Автор: Медведева Виктория Алексеевна,
учитель истории и обществознания

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории с использованием учебных фильмов».

Владение современными технологиями может помочь творчески мыслящим учителям использовать в полной мере достижения современных технологий. Созданные разными фирмами (НГО, ВВС и др.) документальные фильмы можно продемонстрировать в учебном процессе, но при этом обнаруживаются серьезные проблемы в их использовании. Такие как:

  1. Большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;
  2. Большое количество различных участников
  3. Большая продолжительность фильма, когда оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;
  4. Отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;
  5. Монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другими, возврат к предыдущей теме;
  6. Несоответствие расположения материала логике и структуре урока - необходимость учителя подстраиваться под замысел авторов фильма.

Разрешить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя – работа с программами типа MovieMaker и др.

Видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

  1. Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенный последовательности, в соответствии со структурой урока;
  2. Разбить на смысловые блоки;
  3. Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Такие «усовершенствованные фильмы с успехом использую на уроках. Это позволяет в оптимальных условиях (22 и 17 минут показа), не только дать яркий иллюстративный материал и зрительный ряд, но и использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном виде.

Этап постановки учебной задачи. На данном этапе возможно использование небольших по объему фильмов, которые содержат противоречивую информацию. Так, при изучении в 10 классе темы «Эпоха дворцовых переворотов», в начале урока показываю учебный фильм о Петре III, с помощью которого создается проблемная ситуация. Учащиеся фиксируют проблему, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Этап осмысления. Этот этап предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации, например, с учебным фильмом. На данной стадии применяется прием “Инсерт”. Так, в 11 классе при изучении Великой Отечественной войны я предлагаю ознакомиться с фильмом о начале Великой Отечественной войны и причинах неудач Красной Армии. Ученики фиксируют в тетрадях основные причины, изложенные в фильме, и отмечают их маркировочными знаками. Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с новыми фактами.

– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительного изучения.

Этап изучения нового материала. Содержание учебного фильма учащиеся фиксируют в виде графических моделей или буквенной форме. При изучении в 10 классе реформ Петра I учащимся предлагается фильм об экономической политике Петра I, в ходе просмотра которого им необходимо выполнить задание: составить интеллектуальную карту, отражающую выделенные в фильме факты, связи и отношения.

Этап решения частных задач. На уроках обществознания в 10-11 классах учащимся предлагаются новостные сюжеты из информационных телевизионных программ. В процессе изучения темы учащимся предлагается в письменной форме изложить свое мнение по спорной проблеме, аргументировать и подтвердить примером из общественной жизни. К примеру, предлагается высказывание «Революция – это варварский способ прогресса». Свое согласие или несогласие с данным изречением учащиеся аргументируют, опираясь на просмотренные ими в течение нескольких уроков учебные фильмы, содержащие новости о событиях в России и мире.